Советы Психолога

Что такое стресс и как с ним справиться?

Жизненный путь человека часто сравнивают с движением реки: то она спокойна и нетороплива, то вдруг бурные повороты, узкие излучины, а кое-где глубокие омуты и ямы. Как справиться с сегодняшними проблемами, возможно ли справедливо оценивая  истинное значение происходящего вокруг оставаться нейтральным в своих суждениях, или, по крайней мере, сохранять самообладание и самоконтроль – вопросы, с которыми сталкивается сейчас едва ли не каждый. А ведь иногда в окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Порой же происходит много такого, что, как кажется, на самом деле происходить не должно, и мы становимся невольными свидетелями сцен, оставляющих  неизгладимый след в уме и сердце. Эти сложные периоды насыщены разнообразными эмоциями и состояниями, среди которых чаще всего преобладают: тревога, обида, вина, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадёжность. Человек стоит как бы на краю жизни и весьма вероятно столкновение с определёнными психологическими проблемами. В такие моменты он более всего подвержен  эмоциональному стрессу.

Под стрессом в психологии традиционно понимается состояние напряжения,  неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей его перестройки с целью адаптации к изменившимся условиям. Эти условия могут быть внешними (резко возросшие темпы жизни, информационные перегрузки, нередко – необходимость  работать в экстремальных ситуациях) или внутренними (усталость; мучительные переживания драматических событий, происходящих в жизни; разочарование от невозможности достичь желаемого). В то время, как социальные  нормы поведения предполагают, чтобы современный культурный человек сдерживал  проявление сильных эмоций, неотреагированное эмоциональное возбуждение находит «выход» на внутренние органы и системы. Всё это впоследствии может привести к потере  душевного покоя или даже нервному срыву.

Состояние стресса опасно прежде всего тем, что на фоне психоэмоциональных проблем, под действием гормонов стресса могут развиваться различные болезни на  соматическом (телесном) уровне. Из них самых распространённых семь.

Психосоматическая «семёрка»:

1)   гипертоническая болезнь;
2)  ишемическая болезнь сердца;
3)   язвенная болезнь желудка;
4)  язвенный колит;
5)   бронхиальная астма;
6)   нейродермит;
7)   гипертиреоз.

Но! При всём этом эмоциональный стресс всё же не фатален. А способность  справляться с ним играет важную роль в эффективном лечении и профилактике  различных заболеваний.

 

Чтобы     избежать продолжительного      нервного  стресса, важно контролировать себя, уметь вовремя заметить нервную  напряжённость и на какое-то время расслабиться. А   как  легко жи­лось, например, во времена муш­кетё­ров! Оскорбил Вас кто-то, по­зволил бестактность по отношению к кому-либо из Вашего окружения – вы­хваты­ваете шпагу, несколько ударов, и обидчик наказан. А Вы заслужили  благодарность тех, чью честь от­стояли, а главное, дали выход вски­певшему гневу и разрядку эмоциональному перенапряжению. Правда, в наши дни такое поведение не расценивалось бы как  проявление благородства, а по­влекло бы за собой наказание. Поэтому единственно разумное решение сего­дня – отказаться от таких импульсивных поступков. А вот вызвать на поединок стресс, да ещё и одержать в этой дуэли  решительную победу Вам ничего не мешает.

Увы, нередко человеку, находящемуся в течение длительного времени под  воздействием стресса, весьма сложно распознать возникающее при этом истощение нервной системы и справиться с ним. Поэтому необходимо знать соответствующие симптомы.

Если Вы:

  • длительное время испытываете подавленность или тоску, растерянность по поводу будущего;
  • чувствуете потерю контроля над эмоциями, а Ваши силы тают под тяжестью свалившихся проблем;
  • утратили уверенность в себе и способность принимать решения;
  • считаете, что у Вас больше неудач, чем у кого-либо;
  • испытываете чувство вины и вините себя за то, что всё идёт не так;
  • раздражаетесь, досадуете и плачете чаще, чем обычно;
  • утомляетесь быстрее, чем раньше; плохо спите.

Стоп! Остановитесь, переведите дыхание, прислушайтесь к своим чувствам! Немедленно займитесь собой!

 

 

Восстановить внутреннюю энергию и снять ощущение дисгармонии в нелёгких условиях нашей жизни Вам помогут несколько эффективных рекомендаций по  преодолению стресса:

  • Включите в свой рацион продукты, содержащие фолиевую кислоту (фасоль, горох, бобы, шпинат, апельсиновый сок), которая резко снижает в крови уровень  коварного голюцистена – вещества, вызывающего стресс, гнев, депрессию,  агрессивность.
  • Физическая активность. Любые физические нагрузки доставляют здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик Павлов называл это чувство  «мышечной радостью». Годится бег, любые виды спорта, танцы – всё, что вам  доступно.
  • Растворите печаль во сне. Это один из самых простых и древних способов  расстаться с унынием. Здоровый сон продолжительностью не менее 8 часов в сутки очень  благотворен для физиологии центральной нервной системы.
  • Принимайте тёплые ванны с добавлением отваров успокаивающих растений (лаванда, валериана, ромашка, сандал).
  • Соприкоснитесь с природой. Чаще бывайте на свежем воздухе. Учитесь радоваться молочно-розовым рассветам, нежным облакам, ласковому солнцу, птичьм трелям. А  ещё…прекрасной весне, которая уже сквозит в лазурном небе, играет солнечными  бликами, мурлычет голосами котов на вечерних  крышах…Весне, которой можно жить, дышать ею, слушать её…
  • Вылейте свою грусть на бумагу. Вы можете описать все свои огорчения и переживания в письме другу, которое никогда не пошлёте.
  • Заведите домашнее животное. Замечено, что у того, кто взял в дом кошку или  собаку, даже характер становится мягче. А общение с домашним питомцем станет  залогом радости и умиротворения, которые гарантированно поселятся в Вашем  сердце.
  • Спокойствие, только спокойствие! Старайтесь сохранять свежесть мысли и силу  духа, активизируйте свои внутренние ресурсы. Помните о том, что каждый из нас подвергается лишь тем испытаниям, которые он может вынести и  преодолеть.
  • Чаще улыбайтесь и провоцируйте улыбки! Ничто не дается нам так легко и не ценится так дорого, как улыбка. Она – дневной свет для тех, кто пал духом,  солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой  от неприятностей.

 

 

 

  • Цветотерапия. В стрессовых ситуациях очень помогают зелёный, оранжевый, жёлтый и голубой цвета. Используйте их в своём интерьере, одежде, еде.
  • Помогайте другим людям. Оказывать знаки уважения, радовать окружающих людей добрым словом, участием – также благотворно, как и получать их самому. Результат – психологическая разрядка, снятие напряжения, высокая удовлетворённость жизнью.
  • Постарайтесь быть счастливыми! Понаблюдайте за собой, подумайте, что приводит Вас в хорошее настроение, что радует. Недавно учёные выяснили,  что счастье не так уж сильно зависит от внешних обстоятельств, являясь прежде всего внутренним состоянием человека. Также было выявлено, что счастливые люди в большинстве своём открыты, дружелюбны и оптимистично смотрят в будущее.
  • Не впадайте в отчаяние, если временами чувствуете себя глубоко несчастными. Есть закон психологического маятника: сегодня вы несчастны, но неизбежно и обратное состояние. Причём те, у кого маятник особенно сильно отклоняется в «минусовую» сторону, уже должны быть готовы к тому, что велики будут и «плюсовые» отмахи!
  • Выговоритесь. Хорошо, если рядом есть доброжелательный и умеющий слушать собеседник. Если же Вы в течение продолжительного времени находитесь в угнетённом состоянии, не находите выхода из какой-то жизненной ситуации или просто желаете лучше понять себя – то вполне  уместной   может  оказаться  индивидуальная   консультация у квалифицирован-ного специалиста – психолога. Не  оставайтесь со своими проблемами один на один!
  • И…Вам так идёт равновесие!

Работа над собой по преодолению стресса – это труд. Он будет  вознагражден, когда проснувшись однажды утром, Вы почувствуете прилив бодрости и энергии,  порадуетесь звонкому пению птиц за окном и скажете:  «Жизнь прекрасна!». Если же небосвод Вашей жизни вдруг заволакивают тёмные тучи, приглушая собою весь спектр человеческих чувств, помните, что вскоре печальные гребни  небесных волн заалеют лучами зари, а из огненно-красной бездны, щедро одаряя своим теплом, непременно возникнет  великолепное светило нового дня…И пусть ещё не все пожары в мире  потушены, но знайте, что самое тёмное время суток наступает перед  рассветом…

Работа психолога в школе. Вопросы и ответы.

Многие родители и преподаватели не знают, кто же такой психолог и каковы его функции, чем он занимается, зачем проводит с детьми диагностику. Хочу ответить на самые распространенные вопросы.

1. Какое образование имеет психолог?

Психолог,  работающий в школе, должен иметь высшее педагогическое образование с углубленным знанием психологии, либо высшее психолого-педагогическое образование

2. «Мой ребенок здоров, зачем ему психолог?»

Психолог, работающий в школе, не является медиком и не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей  и учителей  на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими  приемами.

3. «Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?»

Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными проблемами, так, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.

4. Какая диагностика проводится с детьми?

  • В первую очередь это наблюдение – на уроках, на переменах, в столовой;
  • Использование рисуночных тестов ( рисунок школы, семьи, «я в настоящем и я в будущем», учитель, т.д.)
  • Индивидуальные беседы – опросы
  • Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный соответствующий возраст  диагностика с помощью заполнения (кодирования) таблиц, графического диктанта.

Информация о ребенке, полученная посредством опросов родителей ( анкетирования), тестирования является закрытой и не разглашается без согласия родителей  другим организациям.

5. Каковы функции  психолога школы?

  • Выявлять учащихся с теми или иными проблемами ( усвоение программы, общение со сверстниками, отношения с педагогами, несформированная учебная мотивация, высокий уровень тревожности, страхи, т.д.)
  • Помогать учащимся, родителям и педагогам справиться с такими проблемами
  • Помощь педагогу в выявлении и учете личностных особенностей учеников его класса
  • Помогать в разрешении конфликтов между родителями и преподавателями, ребенком и учителем  (в таких ситуациях психолог является третьей, независимой стороной, защищая интересы ребенка)

6. Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?

Можно и нужно, но необходимо помнить, что психолог не может дать перечень рекомендаций «что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой, ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять Ваши ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. Т.е. консультация психолога – это первый шаг к самопознанию обратившегося. Кстати, психолог не может решить Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка — может.

Правила школьного коллектива

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
  • Не дерись без причины. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи друзей
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут!
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого!
  • Старайся быть аккуратным
  • Почаще говори: «Давай дружить!», «Давай играть!»,«Давай вместе пойдем домой!»
  • Помни! Ты не лучше и не хуже других .

Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 

«Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогает сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».

Б.Спок

 

Уважаемые родители! А знаете ли Вы, как Ваш ребёнок проводит свободное время?…

Свободное время. Как часто приходится слышать это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его как можно больше и считаем, что нам всем катастрофически его не хватает.

Принято считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать сое свободное время – залог формирования характера всесторонне и гармонично развитой личности.

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились. В связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидение, Интернет) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.

Проводились исследования о занятости детей. Было выявлено: в интервале от часа до четырех  подростки свободны, на что же они тратят это свободное время?

25% ребят гуляет на улице с друзьями;

18% — слушают музыку или смотрят телевизор;

15% — читают и трудятся на дому;

14% — посещают кружки и секции.

Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителями и переключение на общение, в большей степени, со сверстниками объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам со стороны родителей.

По результатам социологических исследований на воспитание детей родители в будние дни тратят своего свободного времени 9,6% (21 мин), а в выходные – 7,2% (35 мин). Куда же идет остальное свободное время родителей? И всегда ли их свободное времяпрепровождение является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.

Исследования показали:

во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;

во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;

в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.

В результате опроса установлено, что 65% подростков пробовали употреблять спиртное. Всех тревожит это довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых пиво стало обязательным спутником их свободного времени? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..

С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, многие родители в свое время тоже собирали значки, марки, открытки. А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние подростки?

Лишь немногие ребята продолжают традицию своих родителей, собирают открытки, значки.

О чем же следует задуматься родителям?

Больше внимания уделяйте общению с детьми.

Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное начало в их действиях, поступках, поведении.

Старайтесь быть в курсе: с кем Ваш ребенок общается в компании, где гуляет, чем занимается в процессе общения с друзьями.

Пытайтесь ненавязчиво контролировать ребенка.

Вместе с детьми отдыхайте на природе.

Посещайте театры , музеи, выставки.

5 советов психолога родителям подростков.

  1. Подросток – не глина, да и Вы –  не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить  скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все  ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. Ваша цель  –  помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.
  2. Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма
  3. Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы Вы будете в своём желании опробовать НОВЫЕ способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее Вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться вашей изобретательности.
  4. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, Вы – лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.
  5. Самопознание – прерогатива любого думающего и чувствующего  человека, независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые возникшие  –  это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном, но таком  интересном пути.
  6. Берегите жизнь детей!

  7. Не позвольте несчастному случаю вторгнуться в Вашу жизнь!

 


Как преодолеть страх перед экзаменами

            Страх перед экзаменами знаком всем, но вовсе не является необходимой составляющей частью учебного процесса. Эта статья о том, как сдавать экзамены без страха.

Оговорюсь сразу, это не значит, что страх – однозначно отрицательная эмоция. Вреден патологический уровень страха – например, когда на экзамене от страха путаются мысли и забывается даже вызубренный наизусть материал. Отличить простой страх от патологического просто: если вы слегка боитесь какой-то ситуации или испытания, это нормально. Если при одной только мысли о ситуации вы начинаете испытывать неконтролируемый страх или, находясь в этой ситуации, теряете способность мыслить – значит, страх патологический. Не говоря уже о том, что патологический страх неприятен сам по себе, он может служить причиной некоторых заболеваний, таких, как эссенциальная гипертония, язва желудка или двенадцатиперстной кишки.

Чаще всего страх перед экзаменом– проявление неуверенности в себе и своих способностях. Экзамен воспринимается не просто как проверка знаний, а как испытание, где нужно доказать свою состоятельность, как человека и как личности. Для многих провал на экзамене – подтверждение внутреннего ощущения: «Я хуже других, я – неудачник». Откуда берется такое убеждение? Как это не печально, оно закладывается в семье и в школе. Распространенная ошибка родителей и учителей – приводить ребенку кого-нибудь в пример: «Посмотри, у Кости ни одной тройки,  а у тебя?!». С самыми благими намерениями взрослые показывают ребенку что хорошо, к чему следует стремиться. Так с детства ребенок привыкает к сравнению себя с окружающими. Став взрослым, и сам ценит себя только за дела, постоянно сравнивая свои достижения с достижениями других людей. А так как всегда найдется рядом кто-то более успешный, и так как у обычного человека далеко не все дела удаются, соответственно – самооценка колеблется, а каждый экзамен становится грозным испытанием.

Не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. Что важно помнить родителям, чтобы у ребенка сформировалась положительная самооценка? Обязательно говорить и показывать ребенку, что его достижения радуют вас, но при этом вы любите его независимо от достижений.

Что важно если вы уже не ребенок? Самооценка, это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми. Работа над самооценкой дело не быстрое и не всегда возможно без помощи специалиста.

Что точно в ваших руках – это перестать сравнивать себя с другими. Думайте о себе только хорошо, цените свои достижения, хвалите и поддерживайте себя, например, такой установкой:

« Я не хуже и не лучше других, я – это я, и я просто буду делать все, что в моих силах, так хорошо, как я могу, для того, чтобы достичь того, что я хочу».

Релаксация – ещё одно действенное средство от тревожных мыслей, напряжения и нервозности. Вот несколько упражнений, которые вы можете использовать:

                   Упражнения на саморегуляцию и релаксацию

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.



Упражнение «Ааааа»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом
Инструкция: «Сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли».



Упражнение «Стряхни»

Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного.
Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее».



Упражнение «Дыхательная релаксация»

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.
наиболее простой способ – это дыхание на счет. Нужно предложить подросткам принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.



Упражнение на саморегуляцию «Ритмичное четырехфазное дыхание»

Для выполнения этого упражнения достаточно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно поднять руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточить свое внимание в центре ладоней и почувствовать сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2-3 сек.). задержка дыхания.
Третья фаза (4-6 сек.). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.
Четвертая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.
Дышать таким образом не более 2-3 минут.
Сосредоточение на пульсе.
В ситуациях тревоги и стресса попробовать сосредоточиться на собственном пульсе. найти пульс на руке и начать считать. У спокойного человека пульс не более 80 ударов в минуту, у взволнованного – гораздо больше. Задача – усилием мысли выровнять его и заставить биться реже. (Можно так же сосредотачиваться на своем дыхании, представляя себе ощущение прохлады при вдохе и тепла – при выдохе. Сконцентрироваться на этих ощущениях).



Аутогенная тренировка (3-5 минут)

Инструкция: «Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать, подобно облакам в небе.
Мысленно повторите 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох».



Упражнение на саморегуляцию

Инструкция: «Закройте глаза и сядьте как можно удобнее на этом стуле. Положите руки на колени, а спину держите прямо. Представьте себе, что сейчас в свое солнечное сплетение вы сажаете маленькое зернышко. Это зернышко вашей уверенности (или спокойствия). Дышите ровно и сконцентрируйтесь на этом маленьком семечке и на своих ощущениях. Оно начинает расти. С каждым вдохом и с каждой минутой оно все увеличивается, разрастается и уже заполняет всю вашу грудную клетку. Почувствуйте, какой большой стала ваша уверенность (спокойствие). Сделайте еще несколько вдохов, сосредоточившись на своих ощущениях. А теперь сожмите руки в кулаки и откройте глаза».


Упражнение «Лимон»

Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руки в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… Так по 3 раза каждой рукой.


Упражнение «Кошечки»

Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи и спины… 3 раза.


Упражнение «Муха»

Представьте себе, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица… А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу… 3 раза.


Упражнение «Жмурки»

Вам нужно зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче, сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.
 

«Снятие напряжения в 12 точках»

Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом направлении. Зафиксировать внимание на отдельном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторить это упражнение три раза.

Таким образом, организм освободиться от напряжения в 12 основных точках.

Чем больше вы будете упражняться, тем в большей мере овладеете навыками самоконтроля и расслабления. Обязательно выполняйте это упражнение в период подготовки к экзамену.

Постепенно с успокоением и повышением самооценки, страх перед экзаменами и испытаниями исчезнет.


  Тренинговое занятие
«Развитие креативности  педагогов  как  профилактика  синдрома  
эмоционального  выгорания»

 30.03.2017 
Ведущий: Савченко Наталья Николаевна
Практический психолог Макеевской ОШ № 62

Цели:   1. Развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления. 
             2. Раскрытие  внутреннего  творческого  потенциала педагога.
Задачи:
1.    повысить уровень жизненного оптимизма; 
2.    развивать быстроту, гибкость, точность, оригинальность мышления.
3.    создать хороший настрой на работу; 
4.    снизить уровень  эмоционального напряжения;
5.    учится отреагировать отрицательные эмоции доступным способом.
  
Слайд 2
Одно из направлений работы –  забота о  психологическом здоровье педагогов, профилактика стресса, синдрома эмоционального выгорания. Последствия СЭВ особенно заметны при аттестации учителей: к повседневным, привычным, нагрузкам, добавляются огромная работа по подготовке и проведению аттестационных мероприятий и подготовке документации.
Аналогичное занятия я провожу с аттестующимися педагогами. Для вас подобраны и придуманы более интересные упражнения.
Я предлагаю начать с упражнения «Поза Наполеона»
 1. Упражнение «Поза Наполеона»
Цель: настроить  участников  на дальнейшую работу.
 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
 Комментарий ведущего
 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение «Формула моей личности»
Цель: знакомство участников группы, раскрепощение, настрой на продуктивную работу.
Эту игру в ходе процедуры знакомства можно использовать в тех группах, участники которых представляются вам людьми достаточно креативными.
Продолжительность: 10 минут.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, маркеры.
Ход упражнения
Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность — интересы, черты характера, таланты и др. Это может быть химическая, математическая или любая другая формула.
Пример (не давать, пусть сами думают!):
Ирина = интуиция + ироничность + лень
Ольга « (0,7 авантюризма + 0,5 уверенности) / / 1,1 нестабильности
После того как все участники справились с этой частью задания, они должны выступить перед почтенной публикой с докладом об открытой ими формуле. Это могут быть как «доклады на пленарном заседании», когда каждый выходит к доске или флипчарту, записывает формулу и рассказывает о ней группе, так и «стендовые доклады» (в этом сл